На момент отравления покойный Александр Литвиненко, возможно, активно работал на британскую частную компанию Erinys International, оказывающей услуги в области управления рисками и создания инфраструктуры безопасности на объектах нефтедобывающей промышленности в кризисных регионах.
Как сообщает Raw Story, два независимых друг от друга хорошо осведомленных британских источника подтвердили, что Литвиненко работал над контрактом для Erinys. Американский источник в разведсообществе утверждает, что экс-подполковник ФСБ пытался с помощью Лугового и Ковтуна получить для Erinys контракт на охрану некоей "государственной энергетической компании" в России.
- Financial Times: Литвиненко консультировал частную компанию Titon International
- Расследование идет в 5 странах
- Хронология событий по данным СМИ
"Erinys пыталась выйти на российский рынок услуг безопасности и разведданных, заявил один из источников, и Литвиненко, по его словам, был "ключевой фигурой и представлял компанию людям разного рода". В самой корпорации не ответили на письменную просьбу прокомментировать эту информацию.
Британские источники Raw Story утверждают, что Литвиненко во время своих визитов в Erinys примерно в то время, когда его отравили, вел переговоры о том, чтобы получить статус посредника с новой российской охранной компанией, которую создавали отставной офицер КГБ Андрей Луговой и его деловой партнер, бывший военный Дмитрий Ковтун. Напомним, в офисе Erinys, куда Литвиненко привел 16 декабря Ковтуна и Литвиненко, были найдены слабые следы полония-210.
Erinys International предоставляет широкий спектр услуг от подготовки военнослужащих и консультаций в военной области до участия в армейской оперативной деятельности, работе полиции и разведслужб. Erinys была основана в 2002 году Шоном Клири, чиновником в годы апартеида в ЮАР, имеющий связи с ангольским правым экстремистом Жонасом Савимби, лидером и основателем повстанческой группировки УНИТА, а также отставным британским военным Джонатаном Геррэттом.
Геррэтт, в свою очередь, в тесных отношениях с Ахмедом Халади, поставлявшим сведения для досье ЦРУ о наличии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения. Досье послужило основанием для вторжения в Ирак, но ОМУ там так найдено не было. Позднее именно Халади помог Erinys заключить 86-миллионный контракт с правительством Ирака на охрану нефтяных полей и трубопроводов. Услугами Erinys пользуются ООН, правительства США и Великобритании.
Согласно информации от двух британских источников, Литвиненко представил Лугового некоему сотруднику Erinys. Однако есть и дополнительные сведения, согласно которым Литвиненко согласился встретиться с Луговым и Ковтуном, чтобы получить информацию о смерти Политковской.
Пока остается неясным, какие именно деловые связи устанавливал Литвиненко между Erinys и российскими предпринимателями. Однако может быть интересным тот факт, что Erinys в свой управляющий состав в апреле включил эксперта по российской и каспийской нефтегазовой политике, отмечает Raw Story.
Некоторые американские источники также полагают, что Литвиненко мог быть заинтересован во встречах Ковтуна и Лугового, чтобы помочь Erinys расширить свои интересы в России. В то же время другие источники полагают, что это были деловые отношения в рамках закона.
Американский источник в разведсообществе предположил, что Литвиненко пытался способствовать контракту Erinys с некой государственной энергетической компанией. Источник предположил, что ФСБ могло отравить Литвиненко именно по этой причине. "Одной из причин для убийства Саши Литвиненко может быть война за передел рынка", - отметил источник.
Следы полония найдены во всех отелях, где останавливались с 16 октября Ковтун и Луговой
Британские эксперты обнаружили следы радиоактивного изотопа во всех трех лондонских отелях, где останавливались Дмитрий Ковтун и Алексей Луговой с 16 октября. Это гостиницы Parkes (заезд 16 октября), Sheraton Park Lane (заезд 25 октября) и Millennium (заезд 31 и 1 октября). Между тем ранее предполагалось, что полоний-210, которым отравили Александра Литвиненко, привезли в Британию 25 октября самолетом из Москвы.
Судя по всему, отравление Александра Литвиненко произошло 1 ноября после выезда его из дома до 17:15, когда за ним в центр города заехал Ахмед Закаев. В машине Закаева впоследствии были обнаружены следы полония-210. При этом в другой машине, которая подвозила Литвиненко утром в центр, их не нашли.
Лондонская полиция считает Дмитрия Ковтуна свидетелем по делу об отравлении Александра Литвиненко.По версии британской прессы, попыток отравления было две. Сначала в одном из излюбленных Литвиненко суши-баров Itsu, где около 15:00 экс-подполковник ФСБ встречался с итальянским профессором Марио Скарамеллой. Затем в баре отеля Millennium на встрече с отставным сотрудником КГБ Луговым и бывшим офицером российской армии Ковтуном.
По утверждению друга погибшего, бывшего офицера КГБ Олега Гордиевского, Литвиненко встречался с Луговым и Ковтуном также утром, однако они это категорически опровергают. По сведениям The Times, днем после встречи со Скарамеллой Литвиненко заезжал в офис к Березовскому, чтобы сделать копии документа, который передал ему итальянец. На копировальной машине впоследствии были найдены радиоактивные следы. Кроме того, полоний-210 был найден, хотя и в менее значительной дозе, в организме Скарамеллы.
Позднее он утверждал, что передал Литвиненко некий список "неугодных" Кремлю, приговоренных ветеранами российских спецслужб к ликвидации. Его передал из Франции бывший коллега Литвиненко бывший сотрудник российских спецслужб Евгений Лимарев, проживающий во Франции с 2000 года. В этой записке речь шла о членах организации ветеранов Службы внешней разведки "Честь и достоинство", возглавляемой полковником Валентином Величко. Полковник категорически опроверг эти обвинения, пообещав подать в суд на газеты, тиражировавших заявление Лимарева.
После встречи со Скарамеллой Литвиненко около 16:00 встретился с Ковтуном и Луговым в баре отеля Millennium. Там тоже нашли следы полония-210: зараженными оказались одна из чашек, семеро работников, а также мужской туалет. Во время встречи, как рассказывал Луговой, они обсуждали предстоящие деловые контакты с представителями компаний Erynis International и RISC Management.
Друг Литвиненко Александр Гольдфарб, бывший диссидент и переводчик Андрея Сахарова, утверждает со слов покойного экс-офицера ФСБ, что тот на этой встрече отхлебнул немного чая. По данным полиции Лондона, в баре отеля Millennium в этот чай кто-то подмешал полоний-210. Давая показания полицейским уже в больнице, Литвиненко предположил, что это мог сделать человек, который был в баре с Андреем Луговым. Причем он представлялся не своим настоящим именем, а Владимиром.
По редположению некоторых СМИ, третьим на той встрече в баре 1 ноября был Вячеслав Соколенко - деловой партнер Андрея Лугового. Однако Соколенко отрицает свое знакомство с Литвиненко. "Я действительно был в Лондоне с моим партнером Андреем Луговым и его семьей, но на встрече с Александром Литвиненко не присутствовал, - заявил он в беседе с ИТАР-ТАСС. - Я не был с ним даже знаком". Между тем 24 ноября в радиопередаче "Эха Москвы" Соколенко уточнил, что с Литвиненко 1 ноября он не встречался, но прямой контакт с ним все же имел: "Единственное, что мы поздоровались, но я, честно говоря, на тот момент даже не думал, что это вообще Александр Литвиненко".
Учитывая, что в организме Литвиненко доза радиации в десятки раз превышала смертельную, то заболеть он должен был быстро. "Это должно было случиться через несколько часов, максимум через сутки", - сказал источник The Times в службе здравоохранения. Ему первый раз стало плохо вечером 1 ноября.
Расследование идет в 5 странах
Расследование отравления Литвиненко идет уже в пяти странах - России, Британии, Германии, Италии, Франции, к нему подключился и Интерпол. Из британских СМИ, ссылающихся на источники в полиции, следует, что основное действующее лицо здесь Луговой: следы полония, по информации The Guardian, обнаружены в номере 441 отеля Millennium, где он останавливался с семьей в свой приезд 31 октября. Кроме того, такие же следы выявлены в самолете British Airways, которым он 3 ноября вернулся в Москву.
В немецкой прессе внимание сосредоточено на Ковтуне, имеющим вид на жительство в Германии и прожившем там 12 лет. Главный прокурор Гамбурга Мартин Кенке заявил в минувшее воскресенье, что Ковтун обвиняется в незаконном обороте радиоактивных веществ и нарушении правил обращения с ними. 28 октября Ковтун прибыл в Гамбург из Москвы рейсом "Аэрофлота" вместе, как говорится в полицейском отчете, с еще одним российским гражданином, имя которого не раскрывается.
Следы полония полония-210 были найдены на переднем пассажирском месте автомашине BMW, доставлявшей Ковтуна из аэропорта. Кроме того, их обнаружили на двух квартирах его бывшей жены и тещи. Следственная бригада заявила, что у нее "практически нет сомнений в том, что Дмитрий Ковтун привез полоний из Москвы". По мнению представителей германской полиции, Ковтун был заражен полонием-210 по меньшей мере за четыре дня до отравления Литвиненко этим радиоактивным изотопом 1 ноября.
В России Ковтуна официально признают потерпевшим. Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту радиоактивного "отравления Ковтуна, который встречался с Литвиненко в октябре 2006 года". В сообщении генпрокуратуры дата 1 ноября, когда предположительно Литвиненко отравили, не упоминается, как и факт заражения Лугового, находящегося в одной из московских больниц на обследовании. По неофициальной информации, у него симптомы лучевой болезни, однако обнародовать результаты обследования Луговой отказался.
Хронология событий по данным СМИ
16 октября Ковтун и Луговой прилетают в Лондон и останавливаются в отеле Parkes (в нем позже полиция найдет следы полония-210). В этот же день они с Литвиненко посещают офис компании Erinys International - слабые следы полония впоследствии обнаружат и там.
17 октября Луговой встречается с Литвиненко в суши-баре Itsu. Вместе с Ковтуном они втроем наведываются в офис компании RISC Management, где позже выявят следы полония-210. Вечером этого же дня Ковтун и Луговой улетают в Москву.
25 октября Ковтун и Луговой возвращаются в Лондон (по версии британской полиции, именно в этот день полоний, которым был отравлен Литвиненко, прибыл в Лондон). В гостинице Sheraton Park Lane, где они останавливались, впоследствии найдут следы полония-210.
28 октября Оба россиянина улетают в Москву. В этот же день рейсом "Аэрофлота" Ковтун летит в Гамбург, где проживает его бывшая жена. В самолете, машине BMW, которая везла его из аэропорта, а также на двух квартирах, где он бывал в этот приезд, позже выявят следы полония-210.
31 октябряЛуговой с семьей прилетает в Лондон и останавливается в отеле Millennium. Впоследствии следы радиоактивного изотопа обнаружат в номере 441, который снимал Луговой.
1 ноябряУтром Ковтун вылетел из Гамбурга в Лондон рейсом авиакомпании German Wings. Литвиненко днем встречается с Марио Скарамеллой в баре Itsu, затем около 16:00 с Ковтуном и Луговым в баре Pine Bar отеля Millennium, после чего вечером чувствует сильное недомогание.